Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брацлавская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Педагогическим советом школы протокол от 28.03.21 г. № 4 Директор Отчет о результатах самообследования за 2020 год /П.А.Аркуша/ А налитическая часть к отчету о результатах самообследования М БОУ «Брацлавская СОШ» Самообследование МБОУ «Брацлавская средняя общеобразовательная школа» проводится в соответствии с Порядком о проведении самообследования образовательной организации, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации» и Положением о проведении самообследования образовательной организации МБОУ «Брацлавская средняя общеобразовательная школа». Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации. 1. Общие сведения об образовательном учреждении. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брацлавская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Брацлавская СОШ), осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами. 1.Название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брацлавская средняя общеобразовательная школа» 2.Юридический адрес: 462833; Оренбургская область, Адамовский район,с.Брацлавка, ул. Школьная, 4. 3.Фактический адрес: 462833; Оренбургская область, Адамовский район,с.Брацлавка, ул. Школьная, 4телефон - 8(35365)26-1-16 4. Лицензия: серия 56Л 01 № 0003342 5. Свидетельство об аккредитации: серия 56А01 № 0003475 6.Реализуемые образовательные программы: 1. начальное общее образование 2. основное общее образование 3. среднее общее образование 7.Учредитель: администрация МО Адамовский район 2. Система и структура управления образовательной организацией. Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в школе:_____________________________ Наименование Функции органа Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных Директор подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство школой Педагогический Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе совет рассматривает вопросы: - развития образовательных услуг; - регламентации образовательных отношений; - разработки образовательных программ; - выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; - материально-технического обеспечения образовательного процесса; - аттестации, повышения квалификации педагогических работников; - координации деятельности методических объединений Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в Общее собрание том числе: работников - участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; - принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; - разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; - вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы 3. Оценка образовательной деятельности. МБОУ «БрацлавскаяСОШ» стала важной составляющей частью общей системы образования Адамовского района, которая удовлетворяет интересы и потребности личности, общества и государства. Она занимает свою нишу, выполняет свои функции, значимые для общества, играет немаловажную роль в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи в современных социально - экономических условиях. МБОУ «Брацлавская СОШ» ориентирована на обучение и воспитание обучающихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. МБОУ «Брацлавская СОШ» является учреждением, ориентированным на формирование и развитие социально - успешной, обладающей определенными специальными знаниями и практическими навыками личности, свободной, творческой, саморазвивающейся. Это достигается с помощью адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося. Деятельность МБОУ «Брацлавская СОШ» основывается на принципах демократии, гуманизма, гласности, общедоступности образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, самоуправления. Основная цель школы на 2019 —2020 уч. г.: создание оптимальных условий для развития, саморазвития, самореализации личности участников учебно - воспитательного процесса, воспитание личности психически и физически здоровой, гуманной, социально мобильной, способной к формированию жизненных позиций и ценностей. Была ориентирована на формирование творческой индивидуальности личности учителя и ученика. Исходя из поставленной цели, выдвигались задачи. Задачи: 1. Организация единого воспитательного пространства, сочетающего объективные и субъективные предпосылки обучения и воспитания школьников, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе школы. 2. Содействие формированию сознательного отношения участников учебно - воспитательного процесса к своей жизни, здоровью, а также воспитание толерантности. 3. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности. 4. Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого. 5. Формирование духовно - нравственной личности, воспитание гражданственности и патриотизма. 6. Формирование основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений, развитие коммуникативных УУД. 7. Развитие навыков самоуправления и регулятивных УУД в учебной и во внеклассной деятельности. 8. Создание условий для активного участия родителей в соуправлении школой. 9. Способствовать повышению ответственности педагогов за результаты собственной деятельность, повышению профессионализма, саморефлексии педагогического коллектива в свете внедрения новых ФГОС. 10. Обеспечить эффективность осуществления контрольной функции управления образовательным процессом в контексте комплексно - компетентного подхода. 11. Повысить ответственность педагогов за результаты собственной деятельность на основе развития педагогических принципов, таких как: открытость, доверие, делегирование ответственности и полномочий Для решения поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на учебу, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой. Для реализации цели школы *составлен план работы школы; *составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам; *создана структура методической службы в школе; *проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни; *все методические объединения имели четкие планы работы. 4. Содержание и качество подготовки обучающихся. Численность обучающихся на начало года составляла 112 учеников, на конец года - 109. Последние годы идет значительное снижение контингента учащихся. Приток детей в школу небольшой. Контингент учащихся ш колы за 3 последних года на конец года 2017 - 2018 уч. г. 2018 - 2019 уч. г. 2019 - 2020 уч. г. 112 112 109 Тенденция к уменьшению контингента учащихся школы сохраняется. Это можно объяснить тем, что семьи уезжают, не все обучающиеся 9 класса идут в 10 класс. Комплектование классов и обучающихся по ступеням в 2019 - 2020 учебном году: Количество классов Общее количество классов Всего учащихся - 109 ч. 1-я ступень 4 53 2-я ступень 5 52 3-я ступень 1 4 В соответствии с п. 3.ст.5 Закона «Об образовании» школа обеспечивает доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования. Порядок приема и отчисления учащихся регламентируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом школы. Личные дела учащихся сформированы и хранятся в соответствии с требованиями. Изучение структуры движения обучающихся показало, что выбытие происходит по заявлению родителей, фиксируется в книге приказов. Педагогический коллектив школы продолжает работу над созданием имиджа своего образовательного учреждения через: 1. Системный подход к анализу и планированию деятельности школы. 2. Создание воспитательной системы школы. 3. Развитие системы дополнительного образования. 4. Собственный сайт в сети Интернет. 5. Постоянное повышение квалификации учителей. 6. Работу с родителями. Социокультурное взаимодействие школы и среды микрорайона. 7. Моральное и материальное стимулирование творчески работающих педагогов 8. Идёт развитие и укрепление материально-технической базы школы. Рекомендации. 1.Педагогическому коллективу необходимо продолжить активную работу над имиджем школы, её привлекательностью. 2.Педагогическому коллективу школы необходимо найти формы работы, программы повышающие конкурентоспособность школы с целью привлечения обучающихся. Анализ состояния здоровья обучающихся Здоровье детей - самая актуальная проблема для всех учебных заведений, в том числе и для нашей школы. МБОУ «Брацлавская СОШ» уже много лет работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В школе разработана система здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, что способствует улучшению состояния здоровья обучающихся начальных классов, на всех уроках учителями проводятся физминутки для глаз, осанки и т.п. с целью снятия напряжения, усталости у обучающихся. На базе нашей школы работают спортивные секции - волейбол, баскетбол, лыжи. В школу приходят дети в 1 класс имеющие невысокие показатели состояния здоровья. Поэтому мы ставим определенную цель: • сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение качества их жизни, интеллектуального потенциала и социально-нравственного развития. Создание благоприятных условий для развития и социальной адаптации детей, высокого уровня обученности и воспитания здорового образа жизни Основные задачи: 1.Создание оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса в целях профилактики коррекции возможных нарушений физического и психического здоровья детей. 2.Обеспечение диагностического комплекса мероприятий, направленных на раннее выявление нарушений развития детей и подростков, их прогнозирование и устранение управляемых факторов «риска». 3. Разработка оптимальных режимов обучения, позволяющих избежать повышенной нагрузки на детей в организованных формах обучение. Традиционное участие в районных, областных спортивных мероприятиях по разным видам спорта, а именно: традиционное соревнование по волейболу; соревнование по лёгкой атлетике; соревнование по лыжам. В школе проводится определённая работа по антинаркотическому воспитанию обучающихся. Основными формами работы являются беседы, просмотры презентаций, выпуски информационных газет, выставки литературы по пропаганде ЗОЖ, консультации представителей больницы, органов полиции в Адамовском районе; проведение на уроках физкульт пауз и организации утренней зарядки. Проведённое среди старшеклассников анкетирование показало 100% негативное отношение к наркотикам, к ПАВ, и пробовавших наркотики в школе не имеется; абсолютное большинство обучающихся готов помочь другому избавиться от вредных привычек. По мнению обучающихся, самой эффективной мерой борьбы с наркоманией является ужесточение наказаний за торговлю наркотиками. Образовательные результаты обучающихся. Анализ успеваемости учащихся по школе. По результатам 2019 - 2020 учебного года успеваемость составила 100% от общего числа обучающихся. Успешно освоили учебные программы и переведены в следующий класс 96 учеников. Оставленных по результатам 2019 - 2020 учебного года на повторное обучение нет. Но есть школьники, которые относятся к слабоуспевающим обучающимся. Успеваемость обучения обучающихся за три года 2018 г. - 112 ч. 2019 г. - 112 ч. 2020 г. - 96 ч. Успеваемость 100% 100% 100% Оставлены на 2-й год Переведены условно Учатся на «5» 12 (10%) 8 (7%) 6(9,6) Учатся на «4» и «5» 51 (33%) 41 (37%) 41 (40%) Имеют одну «3» 3 (2%) Количество медалистов 1(0,8%) Базаров Илья Оцарева Ольга 3(Оцарева Юлия, Суентаева Жанна, Гаренских Лидия) 55,7 % 50,5% 50% Качество обучения Анализ учебно - воспитательного процесса в начальной школе В начальной школе работают 4 преподавателя. Из них 2 человека имеют высшую квалификационную категорию, 2 - первую квалификационную категорию. Обучение в начальной школе ведется по УМК «Школа России». Перед учителями начальной школы были поставлены следующие задачи: 1. Продолжить работу по обеспечению качества обучения. 2. Совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми. 3. Активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. 4. Продолжить изучение нормативных документов ФГОС второго поколения. 5. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса. 6. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности. 7. Продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого - педагогических исследований. 8. Систематически осуществлять внутришкольный контроль. Для предупреждения неуспеваемости и ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих обучающихся проведена следующая работа: - учителями - предметниками составлен план работы по ликвидации пробелов в знаниях; - проведены беседы с родителями обучающихся классным руководителем, заместителем директора по УР, директором школы; - заместителем директора по УР посещены уроки учителей с целью анализа работы педагогов по предупреждению неуспеваемости обучающихся; - организованы беседы и занятия с педагогом - психологом; Следует отметить, что работа с обучающимися группы «риск» и их родителями должна вестись в системе и целенаправленно, быть индивидуальной. Основным показателем качества обучения в начальной школе являются результаты промежуточной аттестации. В конце каждой четверти проводился анализ контрольных работ обучающихся, итоги обсуждались на МО учителей начальных классов и индивидуально с учителями. Для итогового контроля уровня знаний были выбраны традиционные формы: итоговые контрольные работы по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) и комплексная работа, проверка техники чтения по предмету литературное чтение. Полученные результаты по математике показывают, что в контрольной работе обучающиеся допускают много вычислительных ошибок. Наибольшее затруднение вызывают у обучающихся темы: «Письменные приемы деления», «Порядок действий». Так же много ошибок допускается на тему: «Решение задач». Необходимо обратить внимание на отработку вычислительных навыковобучающихся. С 2017 уч. года форма контроля в 4 классе - ВПР: Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру. Анализ результатов учебной деятельности в основной и старшей школе В основной школе в 2019 - 2020 учебном году обучалось 50 учеников, 11 человек в старшей школе. Успеваемость среди обучающихся 2 уровня (50 человек) составила 100 %, на 3 уровне (4человек) составила 100 %. Для проверки усвоения программного материала по русскому языку и математике в рамках итогового контроля, проверки уровня знаний обучающихся 5 - 10 классов за 2019 - 2020 учебный год были выбраны разные формы: обучающиеся 5 и 6 классов выполняли ВПР по математике, русскому языку, биологии, истории; обучающиеся 10 класса писали итоговые контрольные работы по русскому языку и математике в форме диктантов и контрольных работ; обучающиеся 7,8 классов сдавали региональный экзамен. Анализ результатов годовых контрольных работ за 2019 - 2020 учебный год по русскому языку и математике позволяет сделать вывод, что, в целом, все годовые работы выполнены на оптимальном и допустимом уровне. Анализ выполненных заданий РЭ по математике за 3 года показал, что основная проблема при выполнении заданий заключается в отсутствии умений работать с текстом, невнимательность при вычислениях; традиционно сложными для обучающихся являются задания на решение текстовых и геометрических задач. Рекомендации: 1. Организовать методическую поддержку учителям математики в подготовке обучающихся группы «риск». 2. Ознакомить родителей с результатами экзамена. 3. Поставить на особый контроль работу учителей, чьи обучающиеся показали низкие результаты. Учителям математики: провести работу над ошибками. 1. При планировании работы на следующий учебный год включить задания регионального экзамена и задания ОГЭ. 2. Разработать систему ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, при этом учесть ошибки каждого ученика для организации последующей индивидуальной работы. 3. Особое внимание необходимо уделить формированию системы геометрических знаний и прочному усвоению геометрических понятий. 4. Проводить целенаправленную работу по формированию вычислительных навыков. 5. Пересмотреть списки обучающихся, входящих в группу «риск», скорректировать на основе результатов экзамена индивидуальные маршруты обучения на следующий учебный год. 6. Проанализировать результаты экзаменационной работы на заседании ШМО учителей математики, скорректировать методическую работу с учетом полученных результатов. Анализ результатов выполнения региональных экзаменов позволяет сделать следующие выводы: обучающиеся показывают нестабильные результаты. По русскому языку результаты выше, чем по математике. Рекомендации: 1. Включить в план работы МО учителей естественно-математического цикла, МО словесников предметно - обобщающий контроль за формированием системы знаний, умений и навыков у обучающихся по математике, русскому языку; оценку преемственности в обучении предмету. 2. На МО естественно - математического цикла и МО русского языка провести анализ и классификацию затруднений у учителя и обучающихся при обучении математике и русскому языку. 3.Провести совместное заседание МО учителей естественно - математического цикла и МО русского языка по результатам итоговой аттестации. 4. Учителям предметникам осуществлять мониторинг качества обучения обучающихся по предметам разного уровня, своевременно ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся. 5. Руководителям МО математиков и словесников разработать систему тестовых технологий по русскому языку и математике для обучающихся 7 - 8 классов при подготовке к ГИА. Анализ промежуточной аттестации в 10 классе показал, что успеваемость и качество знаний обучающихся по русскому языку существенно повысились за три учебных года; по математике повысилась успеваемость. Итоговая аттестация в 9 классе Год Количество учащихся 2017 15 2018 15 2019 2020 8 13 Количество учащихся, окончивших на «5» / с отличием Оцарёва Ю., Гаренских Л. Оцарёва О Количество учащихся, не допущенных к итоговой аттестации 0 Количество учащихся, сдававших в щадящем режиме Количество учащихся, получивших аттестат 0 15 0 0 15 0 0 0 1 8 13 И тоговая аттестация в 11 классе Год Количество учащихся 2017 2018 4 4 Количество учащихся, окончивших на «5» / медаль 1 1 2019 4 0 Количество учащихся, не допущенных к итоговой аттестации 0 0 0 Количество учащихся, сдававших в щадящем режиме 0 0 Количество учащихся, получивших аттестат 4 4 0 4 Для реализации выявленных проблем будет продолжено формирование трехкомпонентного подхода (система, процесс, результат) к оценке качества образования посредством: продолжения работы через проведение педсоветов, семинаров, анализа результатов ГИА; обсуждения педагогической целесообразности: способов оценивания, взаимозависимости компонентов предъявления и оценивания, возможности оценивания собственных достижений, соотнесение оценки внешних экспертов с собственными оценками. Выводы: • В течение всех учебных лет ведется работа по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников; • осуществляется своевременное информирование всех участников образовательного процесса с нормативно - распорядительными документами; • все выпускники 9,11 классов получили аттестат об образовании. Вместе с тем, контроль за качеством обученности обучающихся 9, 11 классов выявил ряд пробелов: недостаточное стимулирование познавательной активности школьников со стороны их родителей; недостаточный уровень работы по индивидуализации и дифференциации обучения обучающихся; низкий уровень мотивации к получению знаний у некоторых обучающихся; пропуски обучающимися учебных занятий как по уважительной причине; слабый контингент обучающихся; необходимость переработки рабочих программ педагогов для эффективности использования педагогических технологий подготовки к итоговой аттестации. Проведенный анализ позволяет дать педагогам ш колы следующие рекомендации: Для успешной подготовки школьников к ГИА учителям-предметникам необходимо обратить внимание на усвоение обучающимися: содержания всех разделов школьного курса по предметам; умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы); выполнение программных практических работ; понимание основных понятий, умение применять их на практике, приводить примеры; способность четко формулировать свои мысли; изучить вопросы, вызвавшие затруднения при сдаче экзаменов; при проведении контрольных работ по типу ГИА больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации; с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания; воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию. Рассмотрев проблемное поле по результатам анализа ГИА, можно обозначить следующие направления деятельности педагогического коллектива ш колы на 2020 - 2021 учебный год: * усовершенствовать систему внутришкольного мониторинга уровня обученности обучающихся выпускных классов, на основе единых оценочных эталонов, федеральных и региональных; * использовать для подготовки обучающихся открытые банки тестовых заданий. Для этого учителям, необходимо, расширить возможности использования Интернет; * совершенствовать методику преподавания с учетом требований итоговой аттестации; * разработать систему стимулов, позволяющих эффективно влиять на подготовку к ГИА в школе, обеспечивающих достижения поставленных целей; * на заседаниях школьных методических объединений регулярно обсуждать результаты проводимых контрольных срезов и намечать пути по ликвидации возникающих у обучающихся затруднений; обсудив результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 10 классов, разработать план устранения недостатков и обеспечить его выполнение в течение года; * администрации школы продолжить проведение классно - обобщающего контроля в 9, 10 классах, с целью выявления сформированности качества знаний выпускников, оказывать помощь нуждающимся обучающимся в педагогической поддержке; * усилить влияние на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение в отношении будущей профессии; * включить в план работы ШМО деятельность с одаренными и слабоуспевающими детьми; * продолжить работу по совершенствованию системы организации государственной итоговой аттестации выпускников школы через повышение информационной компетенции участников образовательного процесса; * учителям-предметникам в педагогической деятельности стимулировать познавательную деятельность обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности; использовать индивидуализацию и дифференциацию обучения обучающихся; контроль за знаниями обучающихся проводить в форме тестовых заданий; создавать положительное эмоциональное поле взаимоотношений "учитель ученик", "учитель - учитель", "ученик - ученик" воспитывать положительное отношению к учебной деятельности; осуществлять взаимодействие между семьёй и школой с целью организации совместных действий для решения успешности обучения, качества образования и социализации личности. Реализация программы «Одаренные дети» Одним из приоритетных направлений работы ш колы является - создание системы поддержки талантливых детей. Мы должны заметить каждого ребёнка, для этого в школе создана благоприятная среда для раскрытия способностей и проявления одарённости. Организуется участие детей в творческих и интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях. Вывод: 1. Усилилась работа по подготовке обучающихся к всероссийским конкурсам и олимпиадам; 2. Активное и результативное участие в областных и районных мероприятиях. Система работы по поддержке способных и одаренных детей в школе: 1. Предметные кружки и факультативы; 2. Кружки ДО; 3. Спортивные секции; 4. Участие в олимпиадах разного уровня; 5. Участие в Дне науки; 6. Участие в проектах. Проблемные области в работе с одаренными детьми 1. Планирование кружковой работы не всегда отличается новизной, не продуман арсенал стимулирования исследовательской деятельности; 2. Чувствуется дефицит кружков социального и естественного циклов; 3. Резкое снижение результатов участия в районных олимпиадах; 4. Отсутствие победителей олимпиад по физике, химии, истории за последние 3 года. Педагогический коллектив школы продолжает работу по реализации программы «Одаренные дети» цели и задачи которой: 1.Выявление одаренных детей. Для реализации первой цели реализуются следующие задачи: знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; накопление библиотечного фонда по данному вопросу; знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои способности. 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. 5. Организация учебного процесса. В 2019 - 2020 учебном году школа работала в режиме 5 - дневной недели; в режиме 5 - ти дневной недели - 1 класс, в котором на конец года обучалось 12 учеников. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. На всех уровнях реализовывались разные формы организации учебного процесса: уроки (классно урочная форма), лекции, семинары, практикумы (лекционно-зачетная форма); индивидуальное обучение детей, консультации; занятия по выбору, олимпиады, конкурсы, предметные недели, открытые уроки. Организация дополнительного образования детей велась в школе через систему внеурочной деятельности (факультативы, курсы по выбору обучающихся, кружковую деятельность, спортивные секции). В рамках программы работы с одаренными детьми в школе функционировала программа по работе с одарёнными детьми. В 2019/2020 учебном году организация учебного процесса в школе была направлена на повышение качества школьного образования, создание условий для самовыражения обучающихся в различных видах познавательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее. На основании решения педагогического совета был разработан план работы школы на 2018-2019— учебный год по следующим блокам: - организационно-педагогические мероприятия - материально-финансовая деятельность - охрана здоровья и обеспечение санитарно-гигиенического режима; - воспитательная работа с обучающимися - внутришкольный контроль Анализ учебного плана Учебный план школы на 2019/2020 учебный год был составлен на основании регламентирующих документов: Базисного учебного плана с изменениями, регионального учебного плана Оренбургской области от 2012г. Номенклатура предметов федерального компонента сохранена в полном объеме, что является условием полной реализации федерального компонента государственных образовательных стандартов. В рамках выбранного социально - гуманитарного профиля обучения для обучающихся 10 класса предоставлена возможность изучать дополнительно с целью более качественной подготовки предметы математики, обществознания. Запланированные предельно допустимые максимальная и минимальная недельные учебные нагрузки обучающихся соответствует требованиям СанПиНа. Компонент образовательного учреждения распределяется согласно рекомендациям Базисного учебного плана на предметы обязательные для изучения учащимися (математика, русский язык, обществознание 10 - 11 классы, русский, литература 5,7,8,9 классы) и предметы, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов обучающихся, расширение и углубление знаний и умений в определенных предметных областях, В 9-ом классе часы технологии использовались для преподавания предметов по выбору (предпрофильная подготовка). Всего на выбор обучающихся было предоставлено 4 элективных курса. Вариативная часть учебного плана была сформирована с учетом сохранения содержательных преемственных линий предметов школьного компонента между начальной, основной и средней школой. Выводы: Учебный план школы на 2019 - 2020 учебный год соответствует требованиям регламентирующих документов, обеспечивает реализацию государственных образовательных стандартов и гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом содержания образования, обеспечивающим возможность продолжения образования. При этом он частично обеспечивает вариативность образования, предметов федерального компонента. Учебный план на 2019 - 2020 учебный год выполнен, учебные программы пройдены по всем общеобразовательным предметам. 6. Кадровое обеспечение учебного процесса. Сведения об административных работниках. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию. Функциональные обязанности четко распределены согласно квалификационным характеристикам. Стаж Должность ФИО Образование, административ специальность по ный диплому Директор Аркуша Павел Высшее педагогическое, 4 года Александрович учитель технологии, ОБЖ Высшее педагогическое, Заместитель 1 года Толмачева Татьяна учитель начальных классов директора по УР Викторовна 0 лет Плешкова Елена Среднее педагогическое, учитель начальных классов Владимировна Заместитель Высшее педагогическое, Бобылева Елена 3 года учитель географии директора по ВР Ефимовна Николюк Юлия Высшее, вожатая 0 лет Сергеевна Уровень профессионального мастерства педагогов: высшая квалификационная категория - 7 чел. (50%); первая квалификационная категория - 7 чел. (50%); Подбор и расстановка кадров производится администрацией с учётом дифференцируемого подхода к учителю, его индивидуальных возможностей, запросов и интересов, специфики работы школы. Средняя недельная нагрузка учителей по образовательным областям учебного плана школы составляла: 22ч. Все педагоги работают над темами самообразования. Учебный год 2019 - 2020 Качественный состав педагогических кадров ОУ Квалификационные катего рии Должность Высшая Первая Кол-во ВП обр Ср.спец. 1 1 1 Директор 4 2 1 1 Зам. директора Учителя 10 9 2 5 5 Возрастной состав педагогических кадров (на момент самообследования) 14чел 100% Педагоги Всего 14/100 Возраст 31-40 0 До30лет 0 41-55 11 Свыше 55 3 Сведения о повышении квалификации педагогическими и руководящими работниками в 2019 2020 учебном году Курсы учителей МБОУ «Брацлавская СОШ» 2019 - 2020 учебный год № Тема Предмет 1 Специальные знания, способствующие эффективной реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ ОВЗ 2 Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по химии химия 3 4 5 Содержание и особенности преподавания предмета «Астрономия» в старшей школе Программа подготовки председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ основного государственного экзамена 2018 года / Старший эксперт Программа подготовки председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ основного государственного экзамена 2018 года / Старший эксперт Колво час 108 Учреждение Дата Форма ООО «Центр онлайнобучения Нетологиягрупп» г. Москва ОГПУ Июнь-август 2017 г. дистанц Октябрь 2017 г. Ноябрь 2017 г. Октябрьдекабрь 2017 г. очно астрономия 36 обществозн ание 36 АО «Академия «Просвещение » г. Москва РЦРО ОО литература 36 РЦРО ОО очно дистанц Ноябрь 2017 г. очно Ноябрь 2017 г. очно 7. Учебно - методическое обеспечение. Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 08.06.2015г. №576; от 28.12.2015г. №1529; от 26.01.2016г. №38; от 21.04.2016г. №459). Изучение элективных учебных предметов организовано с использованием учебных пособий, выпущенных издательствами, утвержденных Минобрнауки РФ от 09.062016г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Организация горячего питания учащихся 2019 - 2020 Год Охват горячим питанием Кол-во обучающихся 96 % 100 В школе созданы условия для обеспечения учащихся горячим питанием, что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта у учащихся. Доставка продуктов осуществляется по договору. Горячее питание учащихся организуется по графику образовательного учреждения. Учащиеся обеспечены завтраком 100 %, обедом по желанию (77%). Осуществляется постоянный медицинский контроль за режимом и рационом питания обучающихся, за соблюдением личной гигиены персоналом пищеблока, за своевременным прохождением медосмотров сотрудниками. Задачи на 2020 - 2021 учебный год: 1. Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний. 2. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества. 3. Создание благоприятных условий и обогащенной образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых. 4. Внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современной цивилизации. 5. Расширение возможностей для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах. 6. Расширение пространства для повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными обучающимися. Методическая деятельность осуществлялась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Методическая тема школы, темы МО и темы самообразования педагогов соответствовали основным задачам, стоящим перед школой. Тематика заседаний методического совета и методических объединений отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед коллективом школы. Заседания методического совета и методических объединений были тщательно подготовлены и продуманы. В течение года отмечался небольшой рост активности педагогов, их стремление к творчеству, возрастающее желание участвовать в инновационных процессах. В течение учебного года велась систематическая работа по научно-методическому обеспечению и эстетическому оформлению учебных кабинетов. Кабинеты школы пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими и наглядными пособиями. Но наряду с положительными моментами имеются недостатки: ^ Недостаточное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных форм, методов и технологий обучения; ^ Слабо пополняется материальная база учебных кабинетов; ^ Не уделяется должного внимания индивидуализации развития обучающихсяс повышенным уровнем мотивации; ^ Заметно снизилась активность учителей в распространении педагогического опыта, что совершенно недопустимо в условиях модернизации российской школы. Рекомендации: ^ Скорректировать план работы методического совета школы на 2018-2019 учебный год с учетом диагностики затруднений педагогов и выбранной методической темы школы. При составлении планов работы МО спланировать проведение научно-практических конференций обучающихся, научно методической недели, открытых уроков, семинаров. > Включать учителей в творческий педагогический поиск. ^ С целью повышения педагогического мастерства при планировании работы на новый учебный год, при проведении научно-методической недели необходимо внести ряд мероприятий по пропаганде передового педагогического опыта. ^ Провести психолого-педагогические семинары, обучающие семинары по созданию образовательных программ в соответствии с ФГОС для учителей основной школы. ^ Совершенствовать приемы повышения педагогического мастерства через овладение новыми образовательными технологиями. > Ввести в практику индивидуальное перспективное планирование работы по темам самообразования. ^ Спланировать мероприятия по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ГИА, ЕГЭ, своевременно обсуждать вопросы подготовки обучающихся к сдаче ГИА, ЕГЭ, результаты пробных тестирований. > Мотивировать педагогический коллектив к участию в городских, областных семинарах, конференциях, Интернет-проектах. ^ Создать творческую группу учителей по теме «Исследовательская и проектная деятельность при изучении нового материала» Работу коллектива над методической темой школы признать удовлетворительной. Приоритетные направления на 2020 - 2021 учебный год: в методической работе: 1. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорий кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала обучающимися школы на всех ступенях обучения. 2. Экспериментальная и научно-исследовательская работа. 3. Продолжение работы по внедрению ФГОС НОО и ООО; 4. Аттестация педагогов в новой форме; 5. Портфолио учащихся и педагогов. в рамках программы «Кадры»: 1. Необходимость усиления социальной поддержки работников системы образования, повышения их статуса в обществе; 2. Необходимость совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников; 3. Увеличение доли учителей, имеющих высшую квалификационную категорию; 4. Повышение численности педагогических и руководящих кадров, обучающихся в дистанционных формах; 5. Увеличение численности педагогических и руководящих кадров, проходящих аттестацию в альтернативных формах; 6. Увеличение численности в системе образования молодых специалистов. в рамках программы «Одаренные дети»: 1. Проводить работу по стимулированию исследовательской деятельности учащихся; 2. При планировании кружковой работы выделить часы на естественно-научные дисциплины; 3. Усилить контроль за подготовкой обучающихся к районным и областным олимпиадам; 4. Приложить усилия по повышению мотивации обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах, викторинах. в рамках программы «Диссеминация инновационного опыта»: 1. Участие в сетевом взаимодействии ОУ, направленном на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку; 2. Описание инновационного опыта педагогами школы; 3. Участие в тематических конференциях по ИПО; 4. Формирование школьноймедиатеки ИПО; 5. Участие в конкурсном отборе лучших учителей России в рамках ПНПО; 6. Участие в педагогических чтениях. Задачи на 2020-2021 учебный год: 1. Научно-методическое обеспечение изучения и реализации ФГОС, создание необходимых условий для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы. 2. Создание внутришкольной непрерывной системы повышения квалификации. 3. Внедрение новых форм непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. 4. Развитие и совершенствование системы работы и поддержки одаренныхобучающихся. 5. Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов 6. Использование инновационных технологий для повышения качества образования. 7. Приведение в систему работы учителей-предметников по темам самообразования, активизация работы по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов. 8. Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь принятыми специалистами 9. Продолжение работы по расширению образовательных услуг школы. 8. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения. Общая характеристика: • объем библиотечного фонда - 12721 единица; • книгообеспеченность - 100 процентов; • обращаемость - 3578 единиц в год; • объем учебного фонда - 3131 единица. Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов. Состав фонда и его использование: № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 1 Учебная 3131 2139 2 Педагогическая 138 90 3 Художественная 2000 1300 4 Справочная 96 41 5 Языковедение, литературоведение 150 67 6 Естественно-научная 136 35 7 Техническая 30 10 8 Общественно-политическая 85 37 Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденныйприказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы - 216 дисков; сетевые образовательные ресурсы - 4. Мультимедийные средства (презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы) - 56. Средний уровень посещаемости библиотеки - 15 человек в день. На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. 9. Оценка материально - технической базы. С целью создания условий для достижения высокого качества образования, предоставления обучающимся возможностей для самореализации и саморазвития, проявления педагогами школы своей профессиональной компетентности и применения инновационных образовательных технологий продолжается развитие ресурсного, в т.ч. материально - технического обеспечения. Материально техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. 10. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования В школе утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования от 30.08.2015. По итогам оценки качества образования в 2019 году выявлено, что уровень метапредметных результатов соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов высокая. По результатам анкетирования 2020 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены качеством образования в Школе, - 75 процентов, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом- 78 процентов. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М БОУ "Брацлавская СО Ш ”, ПОДЛЕЖ АЩ ЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ (Данные приведены по состоянию на конец 2019 - 2020 учебного года) Показатели N п/п Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность обучающихся 109 ч 1.2 Численность обучающихся по образовательной программе начального общего образования 53 ч 1.3 Численность обучающихся по образовательной программе основного общего образования 52 ч 1.4 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования 4ч 1.5 Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 109/45 1.6 Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку - 1.7 Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике - 1.8 Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку 1.9 Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике 1.10 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса 1.11 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса - ' 1.12 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса 4/ 0 1.13 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса 4/0 1.14 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших 13/0 аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса 1.15 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса 4/0 1.16 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса 13/1 1.17 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса 4/3 1.18 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся 0 1.19 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся 0 1.20 Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий в общей численности учащихся 109ч./100% 1.21 Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся 0 1.22 Общая численность педагогических работников 14ч. 1.23 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников 14 ч./ 12 ч 1.24 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 14ч./12ч 1.25 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников 14ч./2ч 1.26 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 14ч./2ч 1.27 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 14ч/14ч 1.27.1 Высшая 14 ч./7ч 1.27.2 Первая 14ч./7ч 1.28 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 1.28.1 До 5 лет 14/0ч 1.28.2 Свыше 30 лет 14 ч./13ч 1.29 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 л 14ч/0ч 1.30 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет 14ч./2ч 1.31 Численность/удельный вес численности педагогических и административно хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации 14ч/ 100% деятельности, в общей численности педагогических хозяйственных работников и административно 1.32 Численность/удельный вес численности педагогических и административно хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 14ч./100% 2. Инфраструктура 2.1 Количество компьютеров в расчете на одного обучающегося 2.2 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного обучающегося 2.3 Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота да 2.4 Наличие читального зала библиотеки, в том числе: да 2.4.1 С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров да 2.4.2 С медиатекой да 2.4.3 Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов да 2.4.4 С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки да 2.4.5 С контролируемой распечаткой бумажных материалов да 2.5 Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности обучающихся 109ч./100% Анализ показателей указывает на то, что школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, имеющих квалификационную категорию и регулярно повышающих уровень квалификации, что позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных достижений обучающихся.