РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (профильный уровень) 10-11 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), Программыпо русскому языку в 10-11 классах филологического профиля (Автор - В. В. Бабайцева) – Дрофа, 2009. Данная рабочая программа отвечает образовательным возможностям учащихся 10 класса. Содержание курса русского языка в 10-11 классах углубленного (филологического) уровня обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностноориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Культуроведческая компетенция– осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения. В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Цели обучения русскому языку на профильном уровне Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Формы и методы контроля ЗУН учащихся Данная рабочая программа предусматривает проведение таких видов уроков, как комбинированные уроки; уроки объяснения новой темы; уроки решения учебных задач; уроки закрепления и повторения полученных знаний; уроки самостоятельной работы; уроки лабораторной работы; уроки проверки (контроля) полученных знаний. Все перечисленные типы уроков строятся в соответствии со следующими принципами: востребованность учебной темы учениками, их интерес к уроку; учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; разнообразие форм и типов уроков; включение в урок работы с текстом с целью развития коммуникативной компетентности учащихся; исследовательский характер урока; разнообразие форм фронтального, индивидуального, выборочного опроса учащихся. Методы и формы работы Для получения качественных результатов обучения необходимо учитывать особенности детей разных категорий. К ним относятся такие категории детей, как: учащиеся, имеющие высокий уровень познавательной активности и учебной мотивации к изучению гуманитарных дисциплин; учащиеся, имеющие низкий уровень учебной мотивации и испытывающие затруднения в обучении; учащиеся, часто пропускающие школу по уважительной причине. Наиболее приемлемыми методами работы с детьми первой категории следующие: выполнение дифференцированных заданий более сложного уровня; выполнение домашнего задания и задания для самостоятельной работы на уроке по выбору учащихся из предложенного учителем; проведение лингвистических исследований; работа с научной и научно-популярной литературой; факультативные и элективные курсы. Для учащихся второй и третьей групп предлагаются следующие методы работы: выполнение дифференцированных заданий базового уровня; применение опорных конспектов для изучения сложных по усвоению и больших по объёму теоретических тем; выполнение заданий по алгоритму (с помощью плана, памятки или образца); использование возможностей предметного кабинета (работа со схемами, таблицами, технологическими картами); консультативная помощь учителя; использование предварительных опережающих заданий к следующим сложным для теоретического изучения учебным темам; проведение подготовки к контрольным работам (предупредительный диктант); выставление накопительной итоговой оценки за работу в течение нескольких уроков по одной теме. Перечисленные методы работы с учащимися разных категорий позволяют создать следующие эффективные условия педагогической деятельности: создание ситуации успеха для каждого ученика; организация педагогической поддержки учащихся с учётом индивидуальных возможностей учащихся. Используемые педагогические технологии уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; развитие глобального мышления учащихся; технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах); деятельностный подход. Основные формы контроля ЗУН учащихся Основными формами контроля (т.е. способами организации деятельности школьников) знаний и умений учащихся на уроках русского языка являются: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, групповой опрос. Опросы могут быть как письменными, так и устными. При использовании этих форм в уроки русского языка целесообразно включать следующие основные методы контроля: ответ (устный или письменный); сообщение, доклад учащегося на заданную тему; выполнение упражнений по нахождению, подбору и анализу языковых явлений; диктант; изложение; сочинение; исследовательский проект; тест; лингвистический анализ текста; контрольная работа; практикум; зачёт; олимпиада; экзамен в формате ЕГЭ. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа углубленного изучения русского языка в 10-11 классе составлена из расчета 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели), всего – 204 часа. Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ № Контрольная работа 10 класс 1 Входной контрольный диктант 2 Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ№1 3 4 Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ №2 5 Контрольная работа «Комплексный анализ текста» 6 Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ №3 7 Итоговая контрольная работа 11 класс 1 Входная контрольная работа 2 Контрольное тестирование. Фонетика. Графика. Орфоэпия. 3 Тестирование. Лексикология, фразеология, этимология. 4 Контрольная работа по теме «Морфология». 5 7 Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольная работа по теме «Синтаксис сложного предложения» Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. 8 РР Итоговое сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. 6 Дата СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 10 класс (102 часа) Вспомним изученное (10 ч) 1.Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16 часов) Функции языка. Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка. Язык и речь. Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность. Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в РФ. Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе. 2.Русский язык — один из богатейших языков мира (76 часов) Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы. Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста. Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Русский язык как развивающееся явление. Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. Устная и письменная формы речи. Их специфика. Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи. Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники Пушкина. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования. 11 класс (102 часа) 3. Принципы русского правописания (10 ч) Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания. Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки. 4. Повторение изученного (92 ч) Систематизация знаний по русскому языку Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров. Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания). Совершенствование устной речи. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № раздела Раздел, тема Количество часов 10 класс (102 часа) 1 2 3 Вспомним изученное. 10 Введение в науку о языке. Общие сведения о языке. Русский язык — один из богатейших языков мира 16 76 3.1 Состав современного русского языка. 2 3.2 Текст. Признаки текста 12 3.3 Типы речи 9 3.4 Устная и письменная формы речи 2 3.5 Литературный язык и его нормы. 12 3.6 Стили литературного языка 16 3.7 Синонимика русского языка. 8 3.8 Культура речи. 2 3.9 Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Источники расширения словарного современного русского языка 5 3.10 состава 10 11 класс (102 часа) 1 Принципы русского правописания 10 2 Повторение изученного 92 2.1 Повторение фонетики, графики и орфоэпии 6 2.2 Повторениеморфемики и словообразования 10 2.3 Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии 10 2.4 Повторение морфологии 10 2.5 Повторение синтаксиса и пунктуации 20 2.6 Обобщающие задания по орфографии и пунктуации 36 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Бабайцева В.В. Программа по русскому языку. 10-11 классы общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2009. 2. Бабайцева В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 классы: учебник // В.В. Бабайцева. - 5-е издание, стереотип. М.: Дрофа, 2017. 3. Розенталь Д.Е., Джанджакова Е.В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А.Хорт, Г.С.Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. 6. Соловьев Н.В. Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ: Астрель, 2008. 7. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи, - М.: АСТ: Астрель, 2008. 8. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: АСТ: Астрель, 2008. 9. Драбкина С.В., Субботин С.В. ЕГЭ по русскому языку. Сочинение: алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся. – М.: Интеллект-центр, 2016. 10. Алексеева В.П.. Русский язык в таблицах и схемах. Подготовка к ЕГЭ. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2013 11. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов - на Дону: Легион, 2013 12. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы. – М.: Вако, 2007. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках; системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения; уметь проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук; самообразования и активного участия общественной жизни государства. в производственной, культурной и НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоление процентомании. Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у отдельных школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни. Нормы оценки призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку .В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания) 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков 3) объем различных видов контрольных работ 4) количество отметок за различные виды контрольных работ Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке 2) орфографические и пунктуационные навыки 3) речевые умения. 1. Оценка устных ответов учащихся При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериям: 1) полнота и правильность ответа 2) степень осознанности, понимания изученного 3) языковое оформление. О ц е н к а «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. О ц е н к а «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. О ц е н к а «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. О ц е н к а «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. О ц е н к а «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. 2. Оценка диктантов Объем диктанта устанавливается: для 5 кл.-90-100 слов, для 6 кл.-100-110, для 7 кл.-110120 слов, для 8 кл.-120-150, для 9 кл. - 150-170слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова). Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 кл.-15-20, для 6 кл.- 20-25, для 7 кл,- 25-30, для 8 кл.- 30-35, для 9 кл.- 35-40. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-03 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 кл.-12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 кл. - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 кл.- 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 кл.-24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в 5 кл.- не более 5 слов, в 6-7 кл.- не более 7 слов, в 8-9 кл. -не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти ( а в 5 кл.- до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов 2) на правила, которые не включены в школьную программу 3) на еще не изученные правила 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает». дулпо», «мемля». Негрубые ошибки. При подсчете ошибок 2 негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами 4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого в написании Ы и И после приставок в случаях трудного различия НЕ и НИ в собственных именах нерусского происхождения в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще, колют, борются) и фонетических (пирожок, Сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму. Первые 3 однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. П р и м е ч а н и е . Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то они все считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (иправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой. О ц е н к а «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. О ц е н к а «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. О ц е н к а «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок. В 5 кл. допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. О ц е н к а «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. О ц е н к а «1» выставляется за большее количество ошибок. Предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» -4 орфографические (для 5 кл. - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок. В комплексной работе, состоящей из диктанта и дополнительного ( фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. при оценке выполнения дополнительных задании рекомендуется руководствоваться следующим. О ц е н к а «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. О ц е н к а «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3 заданий./ О ц е н к а «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. О ц е н к а «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. 5) 6) 7) 8) 9) О ц е н к а «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. П р и м е ч а н и е . Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. при При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим. О ц е н к а «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. О ц е н к а «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки. О ц е н к а «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. О ц е н к а «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». 3. Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 кл. проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 кл.-100-150 слов, в 6кл.-150-200 слов, в 7 кл,-200-250 слов, в 8 кл.-350-450 слов. Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 кл. может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 5 кл.-0,5-1,0 страницы, в 6 кл.-1,0-1,5 , в 7 кл.- 1,5-2,0, в 8 кл. - 2,0-3,0, в 9кл. -3,0-4,0. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая- за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: -соответствие работы ученика теме и основной мысли, -полнота раскрытия темы -правильность фактического материала - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: -разнообразие словаря и грамматического строя речи, -стилевое единство и выразительность речи - число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок- орфографических, пунктуационных, грамматических. Основные критерии оценки Оценка «5» «4» «3» Содержание и речь 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления 4. Содержание излагается последовательно. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 3-4 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 кл. 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки. «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. «1» Имеется более 7 орфографических, 7 В работе допущено более 6 недочетов в пунктуационных и 7 содержании и более 7 речевых недочетов. грамматических ошибок. Примечания: 1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3, «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов». 4. Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося, 2) этап обучения, 3) объем работы, 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполняемые без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 5. Выведение итоговых оценок За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1». В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе. Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5-9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков». КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (102 ЧАСА) № Тема Кол-во часов Дата Вспомним изученное. 1 Комплексный анализ текста. 1 2 Фонетика. 1 3 Морфемика. Словообразование. 1 Морфология. 2 Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Синтаксис. Сложное предложение. 1 9 Входной контрольный диктант. 1 10 Анализ контрольного диктанта. 1 4-5 6 7-8 2 Введение в науку о языке. Общие сведения о языке. 11 Функции языка. 1 12 Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность. Русский язык – государственный язык Российской федерации. Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне. Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. 1 Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе. 1 Р.р.Защита проектов (лингвисты: М.В.Ломоносов, Л.В.Щерба, А.М.Пешковский, В.В.Виноградов). Выступление с докладами. Повторение орфографии. Правописание приставок. Практикум по выполнению заданий 9-12 ЕГЭ по русскому языку. 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 2324 2526 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Корректи ровка Русский язык — один из богатейших языков мира. 2728 29 Состав современного русского языка. 2 Текст. Понятие о тексте. 1 30 1 34 Способы выражения темы. Начало и конец текста. Способы выражения темы. Ключевые слова. Синтаксис текста. Предложение в составе текста. Количество и характер предложений в тексте. Способы связи предложений в тексте. 35 Средства связи частей текста. 1 36 Практикум по определению средств связи частей текста (задание 25 ЕГЭ по русскому языку). Подготовка к контрольному сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ№1 Типы речи. Повествование. 1 Типы речи. Описание. 2 Типы речи. Рассуждение. 2 Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. Практикум по определению типовой принадлежности текста (задание 23 ЕГЭ по русскому языку). Устная и письменная формы речи. 2 Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы. Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. Русский литературный язык и его нормы. Лексические нормы. Русский литературный язык и его нормы. Морфологические нормы. Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы. Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка». Анализ контрольной работы. Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. 2 31 32 33 37 38 3940 4142 4344 4546 47 4849 5051 52 53 5455 5657 58 5960 61 62 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 1 1 63 Разговорный стиль. 1 6465 66 2 7079 8081 82 Стили русского литературного языка. Научный стиль. Повторение орфографии. Правописание нннв суффиксах прилагательных и причастий. Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных. Деловой стиль. Жанры деловой речи. Р.Р. Резюме. Стили русского литературного языка. Публицистический стиль. Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов. Стили русского литературного языка. Художественный стиль. Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих. Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». Подготовка к контрольному сочинениюрассуждению по прочитанному тексту. Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ №2. Синонимика русского языка. Лексические синонимы. Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Морфемные синонимы. 83 Морфологические синонимы. 1 8485 86 Синтаксические синонимы. 2 Культура речи. Качества хорошей речи. 1 87 Контрольная работа «Комплексный анализ текста». Предшественники А. С. Пушкина. 1 А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Подготовка к контрольному сочинениюрассуждению. Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ №3. Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование. Появление у слов новых лексических значений. Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов. 1 67 68 6970 71 7273 74 75 76 77 88 89 90 91 92 93 94 95 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 96 Термины науки. Профессионализмы. 1 97 1 98 Религиозная лексика. Периферийная лексика. Просторечия. Диалектизмы. Жаргонизмы. 99 Заимствования. 1 Итоговая контрольная работа 2 Повторение по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира». 1 100101 102 1 11 КЛАСС (102 ЧАСА) № Тема Кол-во часов Принципы русского правописания 1 3 Принципы русского правописания. Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Принципы пунктуации. 4 Авторские знаки. 1 5 1 7 Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных членах предложения Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Входная контрольная работа. 8 Анализ входной контрольной работы. 1 9 РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. 1 1 2 6 10 1 1 1 1 1 Повторение изученного 1112 1314 15 16 1718 19 Повторение фонетики, графики и орфоэпии. Ударение в русском языке. Фонетический и орфоэпический разборы. Практикум по орфоэпии (задание 4 ЕГЭ по русскому языку) Контрольное тестирование. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Повторение морфемики и словообразования. Повторение пунктуации. Знаки 2 2 1 1 2 1 Дата Корректи ровка 20 2122 23 24 25 26 2728 2930 3132 препинания при однородных и неоднородных определениях. Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Морфемика. Части слова. Основные способы словообразования. Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные согласованные определения Морфемный и словообразовательный разборы. РР Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. РР Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Повторение лексикологии. 1 2 1 1 1 1 2 Повторение фразеологии. 2 Практикум по лексикологии и фразеологии (задания 3, 5, 24 ЕГЭ по русскому языку). Повторение этимологии. 2 Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные приложения. Обособленные дополнения. Тестирование. Лексикология, фразеология, этимология. Повторение морфологии. 2 2 41 Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи. 42 Грамматическая омонимия. 1 43 1 48 Повторение пунктуации. Обособленные обстоятельства. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи. Контрольная работа по теме «Морфология». Анализ контрольной работы. Повторение синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами и предложениями. Словосочетание. 49 Предложение. 1 50 Простое предложение. Смысловой центр предложения. РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. 1 33 3435 36 3738 3940 4445 46 47 51 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 54 РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. 55 Полные и неполные предложения 1 56 Осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. 1 1 61 Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения». Анализ контрольной работы. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. 62 Сложноподчиненное предложение. 1 63 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Сложное бессоюзное предложение. 1 Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Контрольная работа по теме «Синтаксис сложного предложения». Анализ контрольной работы. Обобщающие задания по орфографии и пунктуации Повторение орфографии. Правописание корней. Правописание приставок. 1 Правописание Ъ и Ь. 1 Правописание суффиксов. 2 Правописание окончаний. 2 Правописание гласных после шипящих и ц. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание омонимичных форм разных частей речи. Повторение пунктуации. Знаки препинания при сравнительных конструкциях. Повторение пунктуации. Знаки препинания при обособлении уточняющих и пояснительных членов 1 52 53 57 58 59 60 64 65 66 67 6869 7071 72 7374 7576 77 7879 8081 82 83 84 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 предложения. 8586 87 88 8990 91 92 9394 9596 9798 99 100102 Повторение пунктуации. Знаки препинания при вводных и вставных компонентах. Повторение пунктуации. Обращение. Знаки препинания при обращениях. Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Повторение пунктуации. Знаки препинания при прямой речи. Повторение пунктуации. Знаки препинания при цитатах. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. РР Итоговое сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. Анализ итоговой контрольной работы и итогового сочинения. Совершенствуем свою речь. Повторительно-обобщающие упражнения по изученным разделам науки о языке. 2 1 1 2 1 1 2 2 2 1 3